Анализировать произведение художественной литературы, а тем более сценарий, а тем более его воплощение с точки зрения системной - занятие неблагодарное. Тем не менее девушка им занялась. Я только пробежал основные отнесения ТИМов и понял, что девушка так и не поняла, что же такое родилось из-под ее пера.
Фильм очень неровный с точки зрения соционической полноты. Актеры часто играют не текст, а самих себя, часто говорят «на котурнах», т.е. излишне театрально, а для типирования большинства персонажей попросту недостаточно текстового материала.
Позволю себе высказать свое скромное мнение о возможности соционического анализа этого фильма.
Единственная полноценная с точки зрения объема текста и воплощения пара героев – Людочка и Хоботов.
Людочка очень проста для типирования: делает всем уколы, ставит всем градусники. Судьбу поэтов оценивает исключительно с точки зрения благополучия или неблагополучия и тяжести их кончины. На поэтические заходы Хоботова реагирует: «Самое гриппозное время!», «Какой ужас!». Жесты нервные, дерганые, напряжена, нервно хихикает. «По доброте душевной» пошла на лекцию о фалеховом гендекасиллабе.
Хоботов посложнее для типирования, но решающим словом в пользу его ТИМа являются те сцены, когда он, в бессилии противостоять напору Маргариты, вспыхивает, шипит, тряся ручками и скрипучим голосом издает: «Нет, ну почему?! Нет, ну объясни мне, почему?!», требуя обоснования несправедливого обхождения с ним. Никакой это не Есенин, то есть не этик, как утверждает автор статьи. Есенин не будет работать в издательстве – очень скучное дело. Есенин не сможет автоматически запомнить, кто из поэтов какую конечность потерял и как закончил свою жизнь. И тем более не сможет так равнодушно описывать их тяжелую жизнь, как Хоботов. Он безусловно интуит, и разбитые яйца, и сорванные батареи – да, это все интуиция. Но Хоботов явный логик. И требует он справедливости от Маргариты именно как белый логик, аппелируя к вселенской гармонии.
Равиковичу иногда очень удается передать этот ТИМ, иногда нет. Но его актерская работа – самая стоящая в этом фильме, он почти не пережимает, в отличие от других, очень по-умному и детально проработал своего Хоботова.. Плюс к тому же пара Людочка-Хоботов, больше всего, как видно, занимала авторов сценария.
Вспомните, как Хоботов выпрямляется и как широко шагает под руку с Людочкой, и какой он побитый в присутствии с Маргаритой. В том, что Хоботов нашел в Людочке дуала, почти не остается сомнений и эта пара с точки зрения соционики самая полноценная в фильме. Эта пара – ЛИИ и ЭСЭ, Робеспьер и Гюго.
Теперь о мнимой поэтичности Хоботова. Его страсть к цитированию поэзии может объясняться отчасти автоматизмом, из-за работы в издательстве, а отчасти нагрузкой на этическую функцию в блоке Супер-Эго. Он, почему-то, решил что таким образом он может развлекать людей и быть социально адаптированным.
Уверен: после месяца жизни с дуалом Людочкой у Хоботова отпадет всякое желание «обволакивать цитатами» и читать стихи. Он будет вести себя как нормальный логик, что и требует его этический дуал Людочка. Она будет его нянчить, бегать вокруг него, создавая необходимый уровень эмоционально насыщенности, а он внесет в ее жизнь правильность и будет позволять белому сенсору нянчиться с ним.
Остальные герои недостаточно полны для отнесения, хотя конечно можно высказать предположения. Но ловить черную кошку в темной комнате, как говорится, очень трудно. Кажется, именно этим занимаются авторы статей про типирование персонажей фильмов.
Маргарита – скорее Наполеон, здесь я согласен с Cezaria (см.выше). Савва – ее миражник, Габен. Выходит, что Маргарита и Хоботов – брак конфликтеров. Про остальных можно только предполагать. Но стоит ли тратить время?